четверг, марта 27, 2008

Кому выгодно сожжение книг?


Фаузия Байрамова,
писатель, к.и.н,
член Исполкома Всемирного Конгресса Татар



Прошлый месяц я провела в путешествии по Сибири, и это помешало мне быть в курсе событий, происходящих в Казани. И вот к моему приезду, как гром среди ясного неба, меня уже поджидало неприятное известие – якобы в Татарстане отдан приказ на сожжение мусульманских книги. Кто отдал такой чудовищный приказ, почему это делается именно в Татарстане, какие именно книги должны быть уничтожены? Эти вопросы взбудоражили меня настолько, что я отправилась из Челнов в Казань искать правды. К этому времени в печати уже появилось множество возмущенных статей на эту тему. Отклики Фандаса Сафиуллина в “Звезде Поволжья”, несколько интервью, опубликованных в “Ватаным Татарстан”, материалы татаро-башкирского отдела радиостанции “Свобода” также затрагивали эту тему. Этот вопрос поднимался на совещании Всемирного Конгресса Татар 13-14 марта. Было видно, что эта проблема сильно обеспокоила людей. Большинство татар хотя и не соблюдают намаз, считают себя мусульманами, и для них сожжение религиозных книг сродни преступлению, для многих это была трагедия.

На последнем совещании Татарского Конгресса я высказала свою точку зрения по этому поводу, резко осудив зачинщиков и предупредив, что подобный инцендент ляжет позорным пятном на совести татарского народа. В середине прошлого столетия писатель Гариф Губай своей книгой “Тайны Корана” уже опозорил татарский народ перед всем исламским миром. Эта книга, переведенная на русский и арабский языки, еще долгое время продолжала портить репутацию татар - весь мусульманский мир показывал на нас пальцем, как на самых безбожных и невежественных людей. Это несмотря на то, что мы татары, приняли Ислам еще во веремена пророка Мухаммеда с.г.с., веками служили религии верой и правдой, являясь светочом для всего тюркского мира! И вот только-только татарский народ после стольких лет атеизма начал было возвращаться в лоно Ислама, строить мечети, издавать религиозные книги – как его опять пытаются использовать как орудие в борьбе с Исламом. Руками татар пытаются совершить акт инквизиции, а именно сжечь все мусульманские книги, попавшие под запрет в России! Это что-то немыслимое! Разве такое возможно?! Разве нет страшнее наказания для мусульманина?! Что опять подумают о татарах в исламском мире?! А какое наказание ждать нам от Аллаха за такой грех?!

Ни многочисленные совещания, ни газетные статьи не смогли полностью ответить на мои вопросы, и я решила сама обойти все организации, начавшие кампанию вокруг сожжения книг. Первым делом я посетила Духовное Управление Мусульман Татарстана. Муфтия Гусмана хазрата Исхакова в Казани не было, поэтому я встретилась с его заместителем Валиуллой Якуповым. Надо отметить, что первым, кто высказал идею о сожжении запрещенных мусульманских книг был именно Валиулла Якупов. Произошло это 4 марта в муфтияте на заседаниии “круглого стола”. Позднее он неоднократно потдверждал это в многочисленных интервью. На мой вопрос: “Кто отдал приказ о сожжении мусульманских книг?”, он отреагировал раздраженно и ответил вопросом на вопрос: “Во многих мусульманских семьях имеется крамольная, запрещенная религиозная литература, что с ней теперь делать? Ждать пока придут и арестуют ее читателей? От таких книг надо быстрее избавляться.” Я возмутилась: “Как? Но в Татарстане нет ни одного решения суда по запрещению и ликвидации мусульманской литературы. Почему мы должны действовать, опираясь на приказ Бугурусланского суда?” На что Валиулла Якупов пошел в открытое наступление: “Исламские книги уничтожаются согласно законам Российской Федерации, как литература экстремистского толка, они призывают к уничтожению России и провозглашению халифата. А, значит и вы тоже на стороне экстремистов?”

Продолжи мы в том же духе, наш диспут продлился бы до вечера. Я просто спросила, с чего началась эта затея с сожжением книг. Оказывается вся истерика началась с его собственного письма, написанного на имя прокурора Татарстана Кафиля Амирова. 30 января этого года заместитель муфтия Валиулла Якупов в своем письме прокурору Татарстана Кафилю Амирову пишет такие строки: “Что делать с запрещенными книгами? Ликвидировать? Если ликвидировать, то каким образом?” Для доказательства привожу его письмо:

“...В последнее время в Российской Федерации законодательно определен процедурный порядок по запрету религиозной литературы. К началу 2008 года в список запрещенных на территории РФ религиозных книг попало несколько десятков изданий, имеющих отношение к Исламу. В этой связи обращаемся к Вам с просьбой разъяснить, что должны делать мусульманские организации в том случае, если у них была ранее закуплена книжная продукция, попавшая в этот список? Подлежит ли она уничтожению, если да, то кем и каким способом должна быть уничтожена, либо она должна быть сдана органам государственной власти? Могут ли мусульманские священнослужители по служебной необходимости хранить отдельные экземпляры таковой литературы в рабочих кабинетах мечетей, недоступных для посетителей, или в собственных частных жилых помещениях? Эти вопросы часто поступают в ДУМ РТ, поэтому надеемся на скорый содержательный ответ.”

Как видите, Валиулла Якупов сам втянул прокурора Татарстана в этот скандал. У татар по этому поводу есть хорошая пословица: “Кычытмаган жирне кашу”. Конечно, прокуратура Татарстана вынуждена была дать официальный ответ на подобный запрос из муфтията и прокурор Кафиль Амиров сам подписал ответ. Но в ответе прокурора нет ни слова о сожжении книг! Напротив, из ответа прокураторы видно, что только книги, хранимые с целью распространения попадают под запрет. Вот ответ прокурора Татарстана Кафиля Амирова Духовному Управлению Мусульман РТ от 27 февраля 2008:

Прокуратурой Республики Татарстан рассмотрено Ваше заявление о разъяснении порядка обращения либо уничтожения приобретенной мусульманскими организациями, книжной продукции, впоследствии вошедшей в федеральный список экстремистских материалов. Согласно ст. 13 Федерального закона РФ “О противодействии экстремистской деятельности” на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Производство, хранение или рапространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность. Действующее законодательство не устанавливает каких-либо особых требований к порядку и способу уничтожения информационной продукции, вошедшей в федеральный список экстремистских материалов. Вместе с тем, уничтожение вышеуказанных материалов может быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами делопроизводства.”

Как видите, в официальном ответе прокурора нет приказа на сожжение запрещенных книг. Тогда кто пустил этот слух? Он ведь еще остается в силе, так как никем не был опровергнут. Чтобы прояснить ситуацию я отправилась к прокурору Татарстана Кафилю Амирову. Мы долго говорили, держа перед собой письменный ответ покурора. “Я не отдавал приказ на сожжение исламских книг, - говорит Кафиль Амиров, - но мы часто сжигаем свои старые бумаги и делопроизводства, вышедшие срока. В моем разговоре с зам. муфтия я упомянул это, но он видимо неправильно понял, и решил, что это приказ.”

То, что Валиулла Якупов “неправильно понял” слова прокурора – очевидно. Во всех своих интервью он ссылается именно на приказ прокурора Татарстана. “Список запрещенных книг появился сравнительно недавно на правовом пространстве России, а меры пресечения еще не разработаны. И на наш запрос пришел ответ, разрешающий сожжение книг”, - сообщил Валиулла Якупов 11 марта в своем интервью татаро-башкирскому сервису радиостанции “Свобода”. Если он имеет ввиду ответ прокурора Татарстана на свое письмо, то там нет ни слова о возможности сожжения книг! Эту же идею Валиулла Якупов муссировал и на страницах газеты “Ватаным Татарстан”. Он говорит: “ Я спросил у прокурора о лучшем способе избавления от крамольной литературы. Он ответил, что в прокуратуре старые уголовные дела сжигают в котельных, и нам посоветовал сделать то же самое. Мы в свою очередь предложили сжечь литературу самим мусульманским общинам.” (“Ватаным Татарстан”, 7 марта, 2008).

Вот такие дела, иптешлэр. Разговор за чаепитием приобретает официальную окраску и уже преподносится как официальная директива. Никакого приказа со стороны правовых органов “о сожжении запрещенных исламских книг” не было и в помине, не было даже требования, а Духовное Управление мусульман Татарстана уже стоит с зажженной спичкой наготове, и само навязывает мусульманам совершить преступление! Президент Татарстана разъезжает по всему исламскому миру, представляя собой пример веротерпимости, получает религиозные премии от арабских королей, а в его собственнной республике началась кампания по сожжению исламских книг! На мой взгляд это хорошо-спланированная провокация для компромитации имиджа Татарстана. В любом случае, эти события не возвысят ни Татарстан, ни татарский народ. Вещи такого рода роняют престиж отдельно взятого народа, выстваляя его как раболепное сборище трусов и дикарей.

- А что делать тем, у кого на руках оказалась запрещенная литература? задаю я вопрос Кафилю Амирову. - Потому что среди запрещенных книг есть такие уникальные произведения, как “Личность мусульманина” и “Жизнеописание Пророка”. Эти книги есть почти в каждом мусульманском доме, в том числе и у меня.

- Этот закон не касается книг, уже находящихся в домашних коллекциях, ответил прокурор Татарстана, - так как в законе упоминается “хранение в целях распространения”, а дальше уточняется “хранение или распространение экстремистских материалов”. То есть, если человек у себя дома читает литературу подобного рода не распространяя ее другим, это не попадает под категорию “распространение экстремистских материалов”. А что касается мечетей и медресе, то эти книги Духовное Управление Мусульман может хранит у себя, создавая для них отдельный фонд. А те книги, что попали под следствие и были конфискованы, они остаются под ведением суда, и правовым органам самим решать, что с ними делать дальше.


Таким образом я получила вполне исчерпывающий ответ, спорная тема вроде была закрыта. Но кто это объяснит людям? Я повторно отправилась к заместителю муфтия Валиулле Якупову, в этот раз он встретил меня довольно равнодушно. “Вы уж напишите статейку, объяснив суть дела,” – был его сдержанный ответ. А что должны делать мусульманские общины, уже получившие приказ на сожжение книг? Или все уже давным-давно сгорело до тла? А как быть со слухом о якобы намечающемся сожжении книг в Татарстане, который распространился уже по всей России! Здесь уже одной газетной статьей не обойтись, здесь нужно официальное объяснение тех людей, кто напрямую несет ответственность за этот инцендент.

Чтобы окончательно прояснить ситуацию, я отправилась к вице-премьеру республики Татарстан Зиле ханым Валеевой. Масла в огонь подлила передача “7 Дней” на канале ТНВ-Новый Век 16 марта, в которой также муссировалась эта тема, и вышеупомянутый представитель духовенства громко отдавал фетву на сожжение исламских книг. В целом эта передача выглядела очень провокационно-подозрительной – сначала показали сюжет о президенте Татарстана Минтимире Шаймиеве, выступающего на приемах у арабских королей, затем был ролик-страшилка о татарских, якобы, террористах, о мусульманах, осужденных на 100 лет, и вся эта эпопея завершилась сюжетом о сожжении исламских книг. После просмотра этой передачи складывается впечатление, что Татарстан есть оплот терроризма, экстремизма всех сортов, халифата, инквизиции, и вообще здесь творится что-то кошмарное. В то же самое время президент Татарстана рассказывает всему миру об идиллии религиозной веротерпимости и толерантности царящей в Татарстане. Кому верить?

Я задаю эти вопросы зам. Премьера-министра республики Татарстан Зиле Рахимьяновне Валеевой. Она не видела программу полностью и пообещала пересмотреть ее еще раз. “Действительно, кому-то выгодно представить Татарстан как рассадник экстремизма, - сказала она. - Но сеять ужас на ровном месте у себя в Татарстане – это никуда не годится. Надо поставить точку в этом некрасивом деле о сожжении книг, не надо распространять слухи о том, чего не было.”

- К сожалению, такие слухи уже ходят по Татарстану, может быть дело уже дошло до сожжения, - сказала я, - поэтому официальные лица должны выступить с опровержением этого слуха. У нас при кабинете министров имеется комитет по делам религий, может они выступят с заявлением. Кто-то же должен заступиться за репутацию Татарстана и объяснить, что никакого приказа на сожжение книг не было. А не то мы, татары из-за этих необоснованных слухов можем войти в историю, как сжигатели книг. Да спасет нас Аллах от этого! Я не желаю своему народу подобной участи.

В конце концов я обратилась к председателю комитета по делам религий Ринату Валиуллину с просьбой выступить с заявлением по этому поводу. Прошла неделя, но так как ни одно ведомство – ни Духовное Управление мусульман, ни Прокуратура Татарстана, ни заместитель Премьер-министра, ни комитет по делам религий так и не выступили с заявлением, я решила написать эту статью. Люди, будьте бдительны, в Татарстане никто не отдавал приказ на сожжение книг, но кому-то выгодно чтобы такая акция имела место, и с этой целью была инициирована грязная кампания. Сожжение исламских книг равносильно частичному сожжению Корана, так как в этих книгах приводятся аяты из Корана, хадисы, произносится имя Аллаха. Никто не вправе поднимать руку на святую Книгу, Аллах сам будет беречь ее и религию Ислам до конца дней! А вот сохранение чести нашего народа ложится на наши плечи, это экзамен для верующих, и мы должны выступить единым фронтом против инквизиторов 21-го века! Ни в коем случае не сжигайте книги по приказу горе-муфтиев, не берите грех на душу, не давайте повелевать вашими поступками людям, способных отдать такой богопротивный приказ!

22 марта, 2008.

обсудить